рынки металлов
"Металлоснабжение и сбыт",  июнь (2006)

Игра на опережение


Богдан  Галь

В неблагоприятных условиях 2005 г. украинский трубопром продемонстрировал устойчивый рост. Парадоксальность этого роста состоит в том, что он пришелся на период значительного сокращения объемов производства у основных конкурентов украинских трубников – россиян – и на фоне сужения традиционных рынков – российского, европейского и внутреннего. Уже ближайшее будущее покажет, было ли это случайностью, или же украинские трубники с успехом использовали предоставленную им экономическим экспериментом в ГМК фору и готовы сегодня на равных с ведущими мировыми производителями бороться за самые экзотические (и, возможно, исключительно перспективные) рынки сбыта.
МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ
Документ MS Excel

Объемы производства и сортамент продукции предприятий объединения «Укртрубопром» в 2004–2005 гг.

Диаграмма

Динамика украинского производства стальных труб в 2001–2005 гг., млн т

Украинский трубопром-2005: итоги года

В 2005 г. по ряду причин — «китайский» фактор, ревальвация гривны, повышение ж/д тарифов, удорожание металлургических и топливно-энергетических ресурсов — темпы роста производства на предприятиях украинского ГМК замедлились. В целом Минэкономики Украины зафиксировало падение на уровне 1,5% по сравнению с 2004 г. От более серь-езного кризиса отрасль застраховали все еще активный спрос на традиционных мировых рынках сбыта украинской продукции, а также тот запас прочности, который металлургические компании приобрели в 2003—2004 гг.

В то же время, по данным объединения Укртрубопром, в 2005 г. производство стальных труб на его предприятиях (см. табл.) увеличилось на 12,5% по сравнению с январем—декабрем 2004 г. — до 2,293 млн т (см. рис.).

При этом нельзя исключить, что на производственно-финансовых показателях украинских трубных заводов негативно сказался имевший место в прошлом году очередной виток процесса передела украинского трубного рынка и, прежде всего, серия атак представителей власти и конкурентов на бизнес корпорации Интерпайп. В частности, в середине июля 2005 г. Никопольский южнотрубный завод (НЮТЗ) попал в список объектов, который КабМин Украины утвердил для первоочередной приватизации в 2005 г. По мнению обозревателей, речь шла о попытке вслед за Криворожсталью и Никопольским заводом ферросплавов отобрать у владельца НПИГ Интерпайп В. Пинчука его трубные активы — приобретенные в 1999 г. в ходе реструктуризации НЮТЗ Нико Тьюб и Никопольскую трубную компанию. Народный депутат Д. Выдрин отмечал при этом, что «украинские власти приложат все усилия к тому, чтобы отобрать у Пинчука трубный бизнес, и если он не хочет остаться ни с чем, то должен продать активы».

По предложению тогдашнего главы Днепропетровской облгосадминистрации Ю. Еханурова была создана межведомственная рабочая группа для всестороннего изучения сложившейся ситуации и выработки взвешенных предложений о дальнейшей судьбе завода. Комиссия отметила потерю всемирно известной торговой марки «Никопольский южнотрубный завод», разрушение механизма четкой межцеховой производственной кооперации, отсутствие скоординированных действий в плане комплексного научно-технического развития, производственной, внешнеэкономической, ценовой, маркетинговой, сбытовой и снабженческой деятельности. Однако в целом облгосадминистрация признала итоги реструктуризации предприятия положительными. Основной вывод — исходя из здравого смысла, на данном этапе нецелесообразно рассматривать вариант реприватизации НЮТЗ, а необходимо коллегиально разработать и реализовать программу с учетом ряда неотложных мер по стабилизации работы НЮТЗ, что практически является предприватизационным этапом. Днепропетровская облгосадминистрация также поддержала инициативу ученых и производственников и вышла с предложением в КабМин о создании государственного консорциума «Специальные трубы» с участием госпредприятий — Никопольского трубного завода и Научно-исследовательского трубного института и привлечением государственной доли собственности в некоторых созданных ЗАО, появившихся на базе имущества НПТЗ.

В настоящее время украинский Каб-Мин намерен подойти к решению проблемы спорной собственности с другой стороны, а именно — готовя 91,67% акций НЮТЗ к приватизации в 2006 г., а 5% — для продажи на фондовой бирже. Если говорить о потенциальных претендентах на общий госпакет НЮТЗ, то, вероятнее всего, в его покупке заинтересован НПИГ «Интерпайп». Во-первых, это дает возможность консолидировать оставшиеся блокпакеты акций 11 ЗАО в своих руках. Во-вторых, исключается вероятность отмены постановления правительства о реструктуризации Никопольского южнотрубного завода. Собственно, представители Интерпайпа уже сообщили о том, что могли бы поучаствовать в конкурсе, однако решение будет приниматься только после оглашения его условий.

Еще одним инвестором, по словам главы Фонда госимущества Украины В. Семенюк, могут стать российские компании. Не исключено, что речь идет о российской корпорации ВСМПО-АВИСМА — крупнейшем мировом производителе полуфабрикатов и изделий из титана и его сплавов. В ноябре 2005 г. она уже приобрела у шведской компании CETAB/Carl Edblom Trade 100% акций фирмы Carl Edblom Titan AB (CETAB), которая контролирует 50,1% акций украинского Сетаб-Никополя (соответственно, с марта 2006 г. — Трубный завод ВСМПО-АВИСМА) — крупнейшего в СНГ производителя высококачественных бесшовных титановых труб. Это предприятие имеет мощности для ежегодного выпуска 360 т холоднодеформированных и 200 т горячедеформированных бесшовных труб из титана и сплавов на его основе. По словам источника, близкого к покупателям, «этот сегмент рынка очень интересен, ведь Сетаб-Никополь выпускает трубы, которые применяются в основном при строительстве подводных лодок и атомных реакторов». В этом году завод поставил около 200—250 т, и «это немало, ведь мировой рынок этих труб составляет около 1 тыс. т в год». Скандальность этой покупки состоит в том, что не исключено, что в самое ближайшее время сама корпорация ВСМПО-АВИСМА будет приобретена Рособоронэкспортом, и производство титана на Украине, таким образом, перейдет под контроль российского государственного холдинга.


Экспортная география: уход с традиционных рынков

В 2005—2006 гг., в отсутствие масштабных заказов внутри страны, ориентированность на внешние рынки украинской трубной промышленности, и без того самой экспортно ориентированной в мире, лишь усилилась. Сейчас из общего объема в 2,3 млн т Украина экспортирует 2,1 млн т стальных труб в год. Основные экспортеры — Харцызский трубный и Нижнеднепровский трубопрокатный заводы, Никопольский завод нержавеющих труб и Нико Тьюб.

Часто увеличение объемов отгрузки продукции на экспорт шло опережающими темпами по сравнению с ростом производства. Так, если в 2005 г., по отношению к 2004 г., общее производство на предприятиях НПИГ «Интерпайп» было увеличено на 5%, то рост объемов поставок на экспорт составил 20%. Всего же за три года удалось увеличить экспорт на 43% (2003 г. — 245 тыс. т, 2004 г. — 290 тыс. т, 2005 г. — 350 тыс. т, план на 2006 г. — 400 тыс. т).

Основными рынками по-прежнему остаются СНГ (прежде всего, РФ) и ЕС, хотя доля украинской продукции на этих направлениях, как и объемы поставок, постоянно снижаются. Так, Украина последние три года сокращала свои поставки бесшовных труб в ЕС: украинская доля уменьшилась на треть — с 6,64 до 4,41%, снизились и абсолютные величины в тоннах (2002 г. — 129 тыс. т, 2004 г. — 83,9 тыс. т).

В марте текущего года Еврокомиссия озвучила очередное предложение повысить пошлины, рассчитанные, в результате антидемпингового расследования, в отношении РФ, Украины, Румынии и Хорватии. Так, предлагается ввести пошлину в размере 25,1% на продукцию Никопольского завода бесшовных труб Нико Тьюб и Нижнеднепровского трубопрокатного завода, 12,3% — для продукции Днепропетровского трубного завода, 26,32% — Никопольского завода стальных труб ЮТиСТ и т.д. Под действие предлагаемых Еврокомиссией пошлин попадают разные виды трубной продукции: трубы, используемые в строительстве, водо-, газо- и нефтепроводные трубы, механические трубы, а также специальные и дорогостоящие виды продукции — бурильные, обсадные и насосно-компрессорные трубы, используемые при разведке и эксплуатации нефтяных месторождений. «Это означает, что мы продавать в Европу ничего не будем», — отметил управляющий директор компании Интерпайп-Менеджмент А. Киричко.

Уже сейчас эксперты прогнозируют сокращения не менее чем 2 тыс. рабочих мест и убытки со стороны трубников в размере $100 млн ежегодно. Долгосрочные перспективы также неутешительны — за период действия пошлин, а это пять лет, украинские производители бесшовных труб утратят рынки сбыта в 25 странах, возврат на которые будет крайне проблематичен. Процедурно трубные предприятия могут подавать заявку на пересмотр мер через год после введения пошлин. «За это время, — говорит Л. Ксаверчук, — рыночную нишу займут китайские и японские производители».

Аналогично рынок России постепенно теряет свою значимость, хотя и остается основным. Так, по данным информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков Держзовнишинформ, если в 2003 г. в РФ ушло 45,3% экспорта украинских труб (680 тыс. т), то в 2004 г. — уже 38,6% (577,5 тыс. т). За 11 месяцев 2005 г. доля РФ в зарубежных поставках украинских труб упала до 36,1% (575 тыс. т). Ожидается, что в 2006 г. общий объем поставок украинских труб в Россию несколько возрастет и составит от 706 тыс. до 770 тыс. т.

Инициированное российскими трубниками расследование Минэкономразвития РФ по украинским трубам малого и среднего диаметров завершилось 29 декабря 2005 г. принятием пошлин на ввоз обсадных труб в размере 11,4%, подшипниковых труб — 55,3%, насосно-компрессорных труб — 18,1%, нефтегазопроводных и горячедеформированных труб общего назначения диаметром до 820 мм — 8,9% (за исключением поставок ММК им. Ильича), котельных труб — 11,3%. Стоит отметить, что под действие пошлин не попала продукция пяти заводов, которые 13 января 2005 г. договорились с россиянами о самоограничении поставок. По соглашению между МЭРТ РФ и Минэкономики Украины, Никопольской трубной компании, Никопольскому заводу бесшовных труб, Никопольскому заводу нержавеющих труб, Нижнеднепровскому трубопрокатному и Новомосковскому трубному заводам выделялась квота на 2005 г. в размере 395 тыс. т на поставки труб (в отношении которых велось расследование) с последующим ее увеличением на 2% в год. Таким образом, в 2006 г. эти предприятия поставят в Россию 402,9 тыс. т.

«То, что Россия подняла пошлины на трубы малого и среднего диаметров, не сильно навредит Украине. Как видно из постановления, изменения таможенного режима не распространяются на основного поставщика этой продукции — корпорацию Интерпайп. Пострадать могут Луганский и Днепропетровский трубные заводы, но в целом существенного сокращения поставок с Украины не предвидится. Российские покупатели способны сегодня оплатить повышение пошлины. Кроме того, сейчас около 20% прибыли от продаж труб аккумулируют посредники, которые при нынешнем уровне цен могут согласиться и на 10%», — сообщил главный эксперт информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков Держзовнишинформ В. Гнатуш. — В подвешенном состоянии пока вопрос об экспорте в Россию труб большого диаметра, изготавливаемых на Харцызском трубном заводе. Переговоры об объемах поставок этого товара продолжаются, и есть риск, что лоббисты ФРТП могут добиться введения ограничительных санкций». Ранее Минэкономразвития РФ предлагало своему правительству ввести количественные квоты на следующий год в размере 421,6 тыс. т для всех импортных поставщиков ТБД. Из них лимит для Украины предлагалось установить на уровне 208 тыс. т. Для ХТЗ это означает сокращение поставок на российский рынок, поскольку в прошлом году завод отгрузил в РФ примерно 280 тыс. т труб.

В числе рынков сбыта украинских труб, развитие которых в данной ситуации может быть перспективным, называют потребителей Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. По прогнозам специалистов, в 2006 г. емкость этого рынка составит свыше 700 тыс. т труб, в том числе ТБД — до 250 тыс. т. Альтернативными российскому могут стать ближневосточные рынки.

Так, по словам генерального директора ХТЗ А. Шишацкого, в прошлом году завод впервые вышел на рынок Ирана, где выиграл тендер на поставки 85 тыс. т труб. Тогда же 72,4 тыс. т труб были поставлены в Казахстан, 14,5 тыс. т — в Китай. Кроме того, ХТЗ выиграл тендер на поставку своей продукции для строительства газопровода на Сургиль (Узбекистан). «Наше участие в тендере оказалось важным и в плане дальнейших перспектив. Мы получили информацию о планируемом на 2006 г. строительстве в Узбекистане трубопровода длиной 46 км из труб, стойких к сероводородному растрескиванию. Раньше ХТЗ не поставлял заказчикам такие трубы, но производить их мы умеем с гарантированно высоким качеством. С лета 2005 г. ХТЗ ведет работу по сертификации трубной продукции, стойкой к сероводородному растрескиванию», — цитирует пресс-служба начальника технического отдела ХТЗ С. Шалимова.

Никопольский завод нержавеющих труб впервые, в числе других 50 стран мира, осуществил поставки в Австралию. В течение года топ-менеджеры компании ЮВИС совместно с ведущими инжиниринговыми и консалтинговыми агентствами разрабатывали стратегию развития компании на мировом рынке. Среди маркетинговых мероприятий в 2005 г. стоит отметить «Китайский проект». В течение года специалисты компании совершили несколько визитов на крупнейшие заводы КНР, производящие бесшовные нержавеющие трубы, провели переговоры о перспективах создания совместных проектов. Кроме того, в этом году фирма ЮВИС и Никопольский завод нержавеющих труб стали участниками 4-й Международной выставки изделий из нержавеющей стали Stexpo (Шанхай, сентябрь) и вошли в национальную Китайскую Ассоциацию торговцев стальными трубами. Цель компании — поставлять на китайский рынок высокотехнологичную продукцию НЗНТ, в первую очередь, тонкостенные трубы для химической промышленности и теплообменные для атомной энергетики. В планах фирмы на 2006 г. — дальнейшее расширение своего присутствия на мировом рынке, главным образом — в Америке, Азии и на Ближнем Востоке. Компания намерена укрепить свои позиции в уже завоеванном сегменте теплообменных труб и продолжить развитие в сегменте толстостенных труб для машиностроения. Из новых проектов «под зарубежные рынки» главными в 2006 г. станут инструментальные трубы для точного машиностроения и трубы из спецсталей и сплавов.


Внутренний рынок украинских труб

В 2005 г. украинский ТЭК — все еще потенциальный потребитель продукции местного трубопрома — продемонстрировал устойчивое развитие с незначительным ростом по основным параметрам, в том числе производству электроэнергии атомными электростанциями, добыче природного газа и нефти с газовым конденсатом. Исключение составили лишь транзит энергоресурсов через территорию Украины и добыча угля.

При этом в 2005 г. практически отсутствовали крупные энергетические проекты, предполагавшие масштабную загрузку предприятий украинского трубопрома. Так, Национальная акционерная компания (НАК) «Наф-тогаз Украины» — монополист по транспортировке газа и нефти, а также крупнейший добытчик и продавец газа и нефти на Украине — и ее «дочки» в 2005—2006 гг. завершили строительство и ввели в эксплуатацию ряд малых объектов ГТС преимущественно в Западной Украине и на южном берегу Крыма:

  • газопровод Денисив—Надричне—Зарваныця в Тернопольской области (протяженность — 5,1 км, общая стоимость работ — 5,8 млн грн.);
  • третью очередь газопровода-отвода высокого давления Рокитное—Дубровица в Ровненской области (длина газопровода от Карпиловки до Дубровицы составила 29,9 км, стоимость — 38,4 млн грн., полная стоимость проекта — 73,9 млн грн.);
  • газопровод высокого давления Долина—Ласкивци в Тернопольской области (протяженность — 16,7 км; стоимость проекта — 2,3 млн грн.);
  • газопровод высокого давления Турка—Ильник во Львовской области (протяженность — 18 км; стоимость проекта — 4,6 млн грн.);
  • газопровод-отвод от магистрального газопровода-отвода Ялта—Алушта до поселка Малый Маяк (протяженность — около 4 км, стоимость проекта — приблизительно 6 млн грн.) и газопровод среднего давления в Кореиз (строительство завершается).
Расширение внутреннего украинского рынка трубной продукции за счет существенного увеличения энергетических заказов сегодня представляется не только маловероятным, но и, при падении темпов экономического роста и отсутствии кооперации украинских и российских энергетиков, крайне сомнительным. Более реальным вектором взаимодействия трубного и энергетического бизнеса является общая протекция на внешних рынках, и, в первую очередь, это касается НАК «Нафтогаз Украины», реализующего многочисленные и весьма перспективные зарубежные проекты. Наконец, актуальной задачей для государства и бизнеса по-прежнему остается выработка скоординированной политики взаимовыгодного — для энергетиков, металлургов, бюджета и энергобезопасности государства — стратегического партнерства, которое жизненно необходимо для реализации Украиной своего индустриального и энерготранзитного потенциала.

Единственный крупный проект, реализованный НАКом в 2005 г. — это ввод в эксплуатацию первой очереди нефтепровода Долина—Надвирна, который соединяет нефтеперекачивающую станцию Жулин нефтепровода Дружба (Львовская обл.) с Надвирнянским нефтеперерабатывающим заводом (ОАО «Нафтохимик Прикарпаття», Ивано-Франковская обл. Общая протяженность двух очередей — 85 км, мощность — 4,3 млн т нефти в год). По словам председателя правления ОАО «Укртранснафта» А. Тодийчука, с вводом в эксплуатацию этого нефтепровода завершен процесс соединения всех НПЗ Украины трубопроводным сообщением.

В 2006 г., по словам и.о. премьер-министра Ю. Еханурова, Украина намерена предложить Европейскому Союзу и другим иностранным инвесторам принять участие в строительстве новых газопроводов по своей территории с возможностью их дальнейшей приватизации. В частности, он подчеркнул, что правительство предпримет все необходимые меры для привлечения иностранных капиталов в Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины (ГТК), созданный в 2002 г. на паритетных началах НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» (РФ). Кроме того, украинская сторона заявляла, что при расширении консорциума готова предложить Газпрому рассмотреть проекты реконструкции газопроводов на территории РФ и в других странах.

В настоящее время ГТК является заказчиком строительства первой очереди газопровода Богородчаны—Ужгород длиной 50 км. Ветка общей протяженностью 234,3 км является частью магистрального газопровода Новопсков (Россия)—Ужгород (Украина). Его проектная мощность составляет 19 млрд м3 газа в год, стоимость проекта — около $560 млн. На первом этапе сумма капиталовложений составляет $130 млн, из них не менее $80 млн будет потрачено на приобретение труб. В прошлом году ГТК организовал тендеры по отбору генерального подрядчика строительства магистрального газопровода Богородчаны—Ужгород и поставщика труб. В «трубном» тендере участвовали 15 компаний из Украины, России, Франции, Италии и Германии. Харцизскому трубному заводу (ХТЗ) удалось обойти конкурентов, — в том числе трех российских производителей труб — ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Альметьевский трубный завод» и ОАО «Таганрогский металлургический завод» — за счет более низких цен (на 15% меньше, чем у конкурентов). По итогам тендера в пресс-службе ХТЗ заявили, что завод намерен изготовить трубы для газопровода в течение четырех месяцев 2006 г.

Еще один шанс для украинских трубников предоставляет строительство 52-километрового участка нефтепровода от морского нефтетерминала Южный (Одесса) до системы Приднепровских магистральных нефтепроводов, которое в рамках совместного предприятия в начале 2006 г. начинают ОАО «Укртранснафта» и АО «Торговый дом «КазМунайГаз». Учредительные документы по созданию СП Украина и Казахстан подписали в сентябре 2005 г., в декабре Антимонопольный комитет Украины разрешил создать ООО «Трансмунай» для строительства нефтепровода. «Этот процесс начался, и мы создадим СП для решения двух вопросов: увеличения транспортных потоков нефти сорта Urals и транспортировки легких сортов каспийской нефти», — заявил А. Тодийчук.

Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры об участии НАК «Нафтогаз Украины» в ряде зарубежных проектов, где могли бы присутствовать и украинские трубники, как-то:

  • строительство газопроводов (четыре варианта) для транспортировки туркменского газа на Украину в обход России и стран СНГ (ориентировочная стоимость — до $14 млрд);
  • строительство и обслуживание нефтегазопровода в Македонии;
  • строительство магистрального газопровода Прньявор—Биелина—Баня-Лука—Нови Град в Боснии и Герцеговине;
  • строительство газопровода протяженностью 311 км для транспортировки газа из Алжира в Испанию;
  • строительство газопровода Nabucco из Ирана в Европу через территорию Грузии и Украины (украинская сторона предлагает два варианта: Иран—Армения—Грузия—Россия—Украина—Европа и Иран—Армения—Грузия—Черное море—Украина—Европа. Общая стоимость проекта — $10 млрд);
  • строительство Трансарабского газопровода, который обеспечит поставки арабского газа (Сирия, Египет, Ливия, Иордания и Ирак) через Турцию в Европу;
  • строительство нефтепровода Киркук (Ирак)—Трабзон (Турция)—Одесса—Броды—Европа;
  • строительство в рамках проекта ЕАНТК трубопровода Броды—Ожехово с дальнейшим использованием существующего участка нефтепровода Ожехово—Плоцк (общая стоимость — $500 млн).

Впрочем, не факт, что даже участие НАК в реализации этих проектов принесет какие бы то ни было дивиденды украинским трубникам. Так, украинская сторона к августу 2006 г. намерена поставить в Туркменистан трубную продукцию на $58 млн в счет погашения задолженности за газ, потребленный в 2003—2005 гг. При этом украинская фирма, выигравшая соответствующий тендер, закупает трубы для Туркмении в России, хотя продукция такого же сортамента выпускается на двух украинских предприятиях. По мнению генерального директора Укртрубопрома Л. Ксаверчука, с одной стороны, победитель тендера может покупать трубы там, где ему экономически выгодно, с другой — он для своей выгоды использует государственные деньги, при этом не поддерживает собственного производителя труб, то есть Минпромполитики и Минэкономики должны изучить этот вопрос и сделать соответствующие выводы.

Кроме того, злую шутку с украинскими энергетиками и трубниками способно сыграть сознательное затягивание украинской стороной принятия политического решения по тому или иному проекту. Так, предполагалось, что участие и победа в тендере на строительство нефтепровода Джейхан—Самсун (разработан украинскими подрядчиками еще в середине 1990-х годов) консорциума в составе корпорации Укрзакордоннафтогазбуд, турецкой государственной корпорации Боштан и германской ThyssenGroup даст украинским предприятиям шанс побороться на тендерах, которые будут проведены в рамках проекта, за размещение заказов на поставку труб. Однако в конце апреля 2006 г., по итогам конкурса, в числе победителей не оказалось ни одной украинской компании. Заказ ориентировочной стоимостью $1 млрд будет отдан международному консорциуму в составе итальянского государственного концерна ENI и турецкой компании Calik Group.


«Битва за потребителя»

За своего перспективного потребителя украинские трубники готовы бороться, вкладывая значительные инвестиции в энергосберегающие технологии и строительство новых линий по производству труб, предлагая покупателям более низкие цены, выходя на новые далекие рынки с незначительными по объемам партиями (100 и даже 10 т), расширяя ассортимент продукции. Что касается цены украинской продукции — предмета многочисленных антидемпинговых расследований — то, по мнению экспертов, «ценовая» победа в тендере на поставку труб для газопровода Богородчаны—Ужгород дает ХТЗ дополнительные преимущества при участии в конкурсе Газпрома на поставку труб для строительства СЕГ. «Безусловно, Газпрому выгодно приобрести трубы у поставщика, который предлагает более низкую цену, — говорит аналитик консалтинговой компании R&J Investments В. Плотников. — Теперь у ХТЗ больше шансов убедить российскую компанию в том, что именно он должен стать поставщиком труб». В то же время эксперты отмечают, что победа ХТЗ за счет низкой цены может негативно отразиться на перспективах поставок украинских труб в Россию в целом. «Сегодня ситуация с поставками труб в Россию патовая. С начала года по всем видам продукции, кроме труб большого диаметра, выпускаемых ХТЗ, в России вводится заградительная пошлина, — говорит заместитель председателя комитета по промышленной политике Верховной Рады В. Демехин. — Низкая цена по поставкам труб для Богородчаны—Ужгород дает российским трубникам лишнее доказательство демпинга со стороны ХТЗ».

О расширении сортамента в 2005—2006 гг. заявило сразу несколько предприятий, причем часто речь идет о продукции, не имеющей аналогов в СНГ. Так, одним из последних достижений ЗАО «Нико Тьюб» стал запуск промышленного производства насосно-компрессорных труб для обустройства глубоких нефтяных скважин (от 5 тыс. м и более), которые ранее в странах СНГ не выпускались.

В ноябре 2005 г. ХТЗ изготовил и испытал шесть сверхпрочных труб диаметром 1,4 м. Он стал первым в СНГ предприятием, которое может производить трубы для газопроводов давлением 11,8 МПа. Транспортировка газа по газопроводам давлением 11,8 МПа позволяет в два раза сократить необходимое количество труб и сроки строительства магистрали по сравнению с газопроводами с рабочим давлением 7,4 МПа. Это позволит основным заказчикам завода — российским монополистам Газпрому и Транснефти уменьшить затраты на строительство новых магистралей. «Мы стремимся первыми освоить выпуск таких труб, чтобы достойно конкурировать с ведущими мировыми производителями: трубы с такими высокими техническими характеристиками планируется использовать при строительстве Северо-Европейского газопровода», — сообщил А. Шишацкий.

В 2006 г. корпорация Интерпайп, по словам ее основателя В. Пинчука, намерена резко увеличить инвестиции в энергосбережение и максимально сократить использование в производстве природного газа с учетом его подорожания. «В ближайшие два года мы инвестируем очень большие деньги в энергосбережение. Мы не то что сократим, а практически уйдем от потребления газа», — заявил В. Пинчук, пребывая на Всемирном экономическом форуме в Давосе. В то время как газовое соглашение между Украиной и Россией резко критиковали представители другого крупного украинского консорциума — Индустриальной группы (контролирует Днепропетровский трубный завод), В. Пинчук отметил, что, в отличие от своих коллег-бизнесменов, он довольно спокойно воспринимает подорожание голубого топлива. «Я имею своеобразную точку зрения на эту ситуацию: считаю, что в долгосрочной перспективе подорожание газа полезно, хотя в краткосрочной — и болезненно». По его мнению, украинский бизнес должен серьезно задуматься над сокращением энергозатрат и немедленно и много инвестировать в энергосберегающие технологии. «В долгосрочной перспективе это абсолютно правильно, и через несколько лет мы будем благодарны за это. А то, что не самое выгодное соглашение подписано — так надо учиться. К сожалению, имеем, что имеем», — заявил В. Пинчук.


В печатной версии страница №92  | Количество просмотров: 2273  |  Комментариев: 
Ваша оценка:  (Голосов: )

  Ваш комментарий
Ваше имя *
Текст *
  * Отмеченные поля необходимо заполнить