рынки металлов
"Металлоснабжение и сбыт",  июнь (2006)

Долгосрочная ориентация




Одним из наиболее высокотехнологичных видов продукции мариупольского меткомбината Азовсталь является штрипс, что хорошо известно российским потребителям. Им предприятие в течение января–апреля текущего года отгрузило 118 тыс. т штрипса. Данный показатель выше прошлогоднего более чем на 30% (на 42 тыс. т) за аналогичный период времени. Сохранив в 2005 г., несмотря на некоторый спад в отрасли, объемы сбыта данного вида продукции на уровне 2004 г., в этом году МК Азовсталь также не ощущает недостатка внимания к своей продукции. Она особенно востребована с учетом глобальных проектов строительства новых трубопроводных магистралей на территории СНГ, говорит директор по сбыту предприятия И. Низов.

 Игорь Владимирович, начнем с банального вопроса, который неоднократно задавался, но остается актуальным в связи с реализацией Азовсталью инвестиционных проектов: что представляет собой комбинат на текущий момент, май 2006 г., с точки зрения производст-венных мощностей и технологического развития?

Действительно, комбинат ведет целенаправленную работу по модернизации и реконструкции производства, стратегической амбициозной целью которой является ни много ни мало превращение предприятия из лидера горно-металлургического комплекса Украины в одного из мировых лидеров металлургической отрасли. База для этого есть. Сегодня меткомбинат Азовсталь — это предприятие с полным металлургическим циклом, в состав которого, помимо коксохимического, агломерационного, доменного, сталеплавильного и прокатного производств, входят развитая транспортная система, ремонтная база, энергохозяйство, цеха по переработке металлургических отходов, а также собственный морской порт, позволяющий производить отгрузку продукции во многие страны мира. ОАО МК «Азовсталь» занимает 3-е место в отраслевом рейтинге металлургических предприятий Украины и входит в десятку ведущих металлургических предприятий СНГ: доля нашего комбината в производстве металлопродукции на Украине составляет по чугуну около 16%, а по стали — более 15%. Основными видами продукции являются рельсы, фасонный прокат, слябы, лист и, разумеется, штрипс. Удельный вес этих позиций в структуре реализации прошлого года составил 80%. Как всегда особое внимание будет уделено повышению качества существующего сортамента слябов и расширению размерно-марочного сортамента листового проката. Мы развиваем не только производственные технологии, но и сбытовые. Например, нам удалось минимизировать сроки поставок до оптимальных величин и гарантированно выполнять их, не в последнюю очередь благодаря уникальному географическому положению комбината.

Украинский рынок торговли сталью претерпевает качественную эволюцию процессов управления на фоне отсутствия существенных сдвигов в сторону объемного роста. Сегодня уже никого не удивишь электронным рынком продаж, b2b рынок получил существенный толчок развития и доля электронных продаж продолжает расти.


Неоднозначность на мировом рынке стали вызвала некоторый спад в металлургии Украины. Как с начала текущего года изменился объем сбыта продукции Азовстали?

В сравнительной динамике с аналогичным периодом 2005 г. за первые четыре месяца 2006 г. комбинат сократил объем сбыта продукции с 1,764 млн до 1,552 млн т. Это значит, что объемы продаж уменьшились на 12%. Факторы, приведшие к этому, общеизвестны. Комбинат вынужден был корректировать свою производственную программу и сбытовую активность из-за ограничений поставок газа в I квартале текущего года.


Изменилась ли география поставок продукции? Какие тенденции здесь прослеживаются?

Да, определенные изменения есть. В частности, сократились объемы поставок на внутренний рынок Украины

(–18%) и в Европу (–51%). Но в то же время заметно увеличилась активность на рынках Америки (+161%), СНГ (+7%), Азии (+12%). Еще в прошлом году картина была иной. Тогда европейский рынок в сравнительной динамике вырос на 43%, и объем наших поставок «на континент» в 2005 г. достиг 1,822 млн т (на 548 тыс. т больше, чем в 2004 г.). Сегодня комбинат находится на стадии развития, когда для ощутимых изменений географического присутствия должны произойти глобальные сдвиги в мировом балансе сил. Тогда изменятся и векторы товарных потоков. Мы пришли на мировые рынки давно, всерьез и надолго, поэтому, в зависимости от динамической активности рынков и экономической целесообразности, речь может идти только лишь о диверсификации товарных потоков, увеличении или снижении объемов сбыта.


Хорошо, поменялась ли тогда структура сбыта отдельных видов продукции? На какие новые рынки планирует Азовсталь выйти в ближайшем будущем?

Конечно, в силу различных рыночных тенденций произошли изменения и в приоритетности товарной номенклатуры. В частности, сокращены объемы продаж по следующим видам продукции: слябы — на 29%, лист — на 2%, рельсы/сорт — на 11%. Однако серьезно возросла в структуре сбыта доля заготовки.

Что касается новых рынков, то для нас целевыми на 2006—2010 гг. по-прежнему являются СНГ, Европа, Ближний Восток и Северная Америка. В этом году мы планируем существенным образом увеличить свое присутствие в США. Особое внимание будет уделено, собственно, Украине и странам СНГ, которые являются основным потребителем рельсов комбината, а также фасонного проката.


Чем характеризуется сегодняшний рынок металлов Украины?

Я бы сказал, что украинский рынок торговли сталью претерпевает качественную эволюцию процессов управления на фоне отсутствия существенных сдвигов в сторону объемного роста. Сегодня уже никого не удивишь электронным рынком продаж, b2b рынок получил существенный толчок развития и доля электронных продаж продолжает расти.

Рынок упорядочился благодаря естественным процессам глобализации, укрупнения игроков. Прошли времена, когда сотни мелких трейдеров хаотично блуждали в поисках лучшего варианта купли-перепродажи. Выстраиваются четко прослеживаемые схемы взаимодействия между конечным потребителем и производителем стали. Рынок ориентирован на длинные контракты, на прогнозируемые поставки и заказы.

Количество посредников сокращено до естественного минимума. Трейдеры уже не просто перепродают продукцию, но и предоставляют целый пакет дополнительных услуг, вплоть до подгонки размеров, раскрою и первичному конструированию под нужды заказчика. На Украине действует целая сеть металлобаз, обеспечивающих различные регионы в среднем и мелком опте, рознице.

В силу мирового уплотнения на рынок Украины рвутся международные концерны, видя перспективу продаж и имея желание поучаствовать в гонке за потребителя. Все это говорит о качественно ином уровне торговли, о возросшей управленческой и функциональной культуре и квалификации.

Однако, несмотря на то, что менеджмент металлоторговцев и производителей представлен специалистами высокого уровня, создать дополнительный спрос, увеличить объемы потребления они, к сожалению, не могут. Все эти факторы зависят от общего состояния экономики страны, от наличия финансирования, инвестирования, желания строить, реконструировать, поднимать украинскую промышленность.


Возвращаясь к международным рынкам, нельзя не спросить: в чем заключаются принципы экспортной политики Азовстали?

На наш взгляд, повышение эффективности продаж, как повышение прибыльности и гарантированности сбыта в целом, следует рассматривать в комплексе мер — направлений развития комбината Азовсталь:

1. Обеспечение долгосрочного гарантированного сбыта на целевых рынках:

  • ориентация продаж на целевые рынки, индустрии и потребителей;
  • интеграция с конечными потребителями на целевых рынках;
  • создание и продвижение бренда «Азовсталь», имиджмейкерство на целевых рынках.

2. Обеспечение конкурентоспособности на целевых рынках:

  • приведение качества и сортамента в соответствие с требованиями целевых потребителей;
  • оптимизация сортамента для целевых потребителей и рынков;
  • оптимизация системы продаж.

3. Повышение операционной эффективности:

  • снижение издержек;
  • увеличение производительности.

4. Создание эффективной системы управления.


Складывается впечатление прямо-таки неограниченных возможностей. Но ведь сдерживающие факторы в продвижении на различных рынках продукции комбината есть, и их немало…

Проблемную часть сбытовой политики комбината Азовсталь, как и любого украинского предприятия, можно разделить на две составляющие, а именно: на внешние факторы, ограничивающие активность производителей на мировых рынках, и внутренние.

Внешние — это факторы, сформировавшиеся или обозначавшие тенденции формирования в макроэкономическом масштабе, объективная данность мирового разделения труда.

Внутренние — это внутриукраинские тенденции и процессы, препятствующие экономическому росту и становлению украинских производителей черной металлургии.

Рассмотрим проблемы сбыта подробнее. Среди них — усиливающиеся тенденции вертикального интегрирования и максимальной капитализации предприятий, наращивание мощностей и потенциала мировых участников торговли сталью и, как следствие, на порядок возросшая (в десятилетнем отрезке) конкуренция по рынкам, видам продукции, используемым технологиям, схемам и моделям управления экспорта и менеджмента. Особую тревогу вызывают так называемые неэкономические методы воздействия на рынок и его участников.

Рассматривая десятилетний экономический цикл, в первую очередь обращает на себя внимание тенденция деления на «куски» общемирового рынка торговли сталью. Сейчас уже никто не говорит о свободной конкуренции производителей и о рыночных условиях. Фактически мировое пространство закрыто и поделено барьерными ограничениями, призванными жестко лимитировать возможность проникновения на собственные рынки производителей из других стран, особенно с высокотехнологичными видами продукции.

Если еще 5—7 лет назад мы говорили в этой связи в основном о Европе и США, то сегодня, осознав, насколько эффективно можно влиять на формирование собственного валютного потенциала, тенденции демпинговых ограничений и разбирательств подхватывают практически все регионы и страны, вплоть до Юго-Восточной Азии и России.

За каждым новым антидемпинговым разбирательством чувствуется мощная и постоянная поддержка государств, которые заинтересованы в максимальной прибыльности своих производителей. Принимаются целые пакеты инвестиционных и прочих поощрительных программ в черной металлургии от-дельных стран. Ведь чем стабильней и эффективней работает промышленность, тем больше налоговых поступлений, рабочих мест, комфортней экономическое пространство государства.

К сожалению, к внутренним факторам сдерживания следует отнести, прежде всего, отсутствие подобной государственной политики на Украине. Лихорадочное регулирование экономики административными мерами, «шараханье» из стороны в сторону, отсутствие государственной концепции по развитию горно-металлургического комплекса страны, непредсказуемость действий власти, нежелание или непонимание необходимости реформировать налоговую политику — все это не только приводит к оттоку иностранных инвестиций, но и ставит крупнейших производителей стали в крайне невыгодные условия перед их конкурентами.


Какую роль в этом свете для комбината играет рынок СНГ?

Рынок СНГ, как я уже говорил, для комбината — целевой. Рост производства в нефтегазовом комплексе, стройиндустрии и машиностроении государств Содружества способствует повышению спроса на листовой и фасонный прокат, в том числе и сортамента Азовстали. Вообще, говоря о роли рынков СНГ для нашего комбината, я бы вспомнил понятие «историческая перспектива». Во многом с оглядкой на эти рынки, прежде всего российский, Азовсталь первой в СНГ начала производство стали категории прочности Х70, и сегодня близка к тому, чтобы первой предложить российским предприятиям стали вплоть до Х100. То есть даже будущие требования потребителей учитываются нами при проведении модернизации, реинжиниринга производственных процессов и т.д.


Хотя в последние годы значительно увеличился спрос на штрипсовые стали для котлов, сосудов глубоководных сооружений, для нужд судо- и мостостроения, потребители продукции Азовстали — это, прежде всего, трубники, как российские, так и украинские. Те же Харцызский и Волжский трубные, Выксунский металлургический заводы…

Еще два года назад Азовстали удалось сделать прорыв на рынке штрипсовых марок стали: в 2003 г. комбинат освоил выпуск сверхпрочных марок стали Х80, которые ранее в СНГ не производились. Это резко повысило качественные характеристики изготавливаемой из этого штрипса трубы. К примеру, трубная продукция ХТЗ, использующего наш металл, отвечает всем самым строгим техническим требованиям, разработанным ВНИИгазом и ВНИИСТом России для Газпрома. В Харцызск мы отгружаем 40—50% толстого листа. В общем, в стратегическом сотрудничестве Азовстали и ХТЗ нет ничего удивительного: оно позволяет снизить административные издержки, увеличить оперативность производства и поставок продукции, обеспечивая при этом обоюдными усилиями ее высшее качество.

Но в то же время комбинат старается укреплять свои позиции и на рынке РФ. Для нас это колоссальный по своей емкости рынок сбыта и перспективы долгосрочного сотрудничества. Нам выгодно соответствовать растущим требованиям российских компаний, а им, учитывая оптимальное транспортное плечо, выгодно покупать у нас качественную продукцию, вполне, если говорить о штрипсе, отвечающую по характеристикам запросам заказчиков вроде Газпрома или Транснефти.


А, скажем, немецкая или индийская труба из штрипса Азовстали?..

Да, действительно, штрипс марки Х80 Азовстали активно завоевывает и мировой рынок. Сегодня его закупают немецкие, индийские и американские трубные компании. По большому счету, на развитие программы, скажем так, импортной интервенции комбината, и направляются наши усилия.


Как это соотносится с перспективой членства в ВТО?

Формально Украина станет равноправным партнером ведущих мировых держав. Реально же не следует переоценивать подобные перспективы, так как даже среди «равных» побеждает сильнейший.

С юридической точки зрения нас будет труднее демпинговать, мы сможем инициировать процессы, связанные с пересмотром многих торговых санкций. Однако необходимо помнить: что-либо отменить сложно и этот процесс требует времени, а юридическое обслуживание оценивается сотнями тысяч долларов, ни каждый свободный и равноправный украинский участник мировой торговли «потянет» подобную роскошь.


В печатной версии страница №46  | Количество просмотров: 2586  |  Комментариев: 
Ваша оценка:  (Голосов: )

  Ваш комментарий
Ваше имя *
Текст *
  * Отмеченные поля необходимо заполнить