Юридическая консультация. Вопрос №47

У вас богатый опыт работы в юриспруденции и инвестанализе, вы обладаете практическими знаниями о металлургии и смежных отраслях и хотите войти в экспертную группу нашего портала? Нет ничего проще: заполните анкету http://www.metalinfo.ru/ru/login/register/ , пришлите ваш логин на адрес lid@metalinfo.ru и ваше мнение прочитают тысячи интернет-пользователей.

Господа юристы, есть ли у вас статистика судебных обращений в связи с действием Приказа ФТС №1514 от 2 декабря 2008 г. «О местах декларирования отдельных видов товаров», согласно которому число таможенных постов, оформляющих экспорт отходов и лома черных и цветных металлов, сокращено до 10 на всю территорию РФ? Т.е. действенна ли эта мера или она вызвала многочисленные нарекания со стороны отраслевиков?
И второй вопрос из той же темы: в 2008 г. был принят ФЗ N85, который вернул НДС в ломозаготовительную отрасль. Как сейчас обстоят дела с этим порядком взимания НДС, не готовится ли поправка в этот закон, возможно, вы слышали про частные инициативы юристов, предлагающих коррективы в данный закон?
Заранее благодарна за ответы.
Марина,
Москва

1)На поставленные вопросы поможет ответить Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2009 г. N 4671-5327-9013/09. Данное решение признает недействующим Приказ Федеральной Таможенной Службы от 02.12.2008 N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров". Данный Приказ вызвал резкое негодование со стороны экспортеров товара, т.к. они были незаконно ограничены в реализации права, предусмотренного пунктом 1 статьи 125 Таможенного кодекса Российской Федерации. Приказ изменяет основания, условия, последовательность и порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством, создает не основанные на законе препятствия и ограничения в осуществлении экспортерами товара предпринимательской и внешнеэкономической деятельности.

Суд установил, что в соответствии с Таможенным Кодексом РФ таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Однако пунктом 2 статьи 125 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров, в том числе в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Суд утверждает, что предоставленное Федеральной таможенной службе право на установление ограничений по перемещению товара, не может использоваться произвольно и такие ограничения требуют обоснования, включая доказывание того, что таможенными органами были зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации, а также определение категории "частые случаи нарушения". Федеральная таможенная служба при издании Приказа должна была обосновать его целесообразность и ожидаемую эффективность по снижению числа таможенных правонарушений.

Следовательно, как считает суд, оспариваемый Приказ должен основываться на указанных обстоятельствах и содержать доказательства обоснованности установления в отношении конкретных видов товаров определенных мест их декларирования при вывозе с территории Российской Федерации. Однако текст Приказа не содержит каких-либо фактических обстоятельств или аналитических данных либо ссылок на них, послуживших основанием для его принятия на основании положений статьи 125 Таможенного кодекса РФ.

Суд установил, что при издании Приказа не доказаны эффективность и положительные последствия установления мест декларирования товара, не приведены соответствующие аналитические данные и подтверждающие документы, не исследовались данные логистики, а также документы, позволяющие определить соотношение расходов экспортеров до и после введения в действие оспариваемого Приказа. Необоснованным представляется установленное Приказом количество таможенных постов и их месторасположение, поскольку какая-либо информация о том, чем обусловлено определение такого количества таможенных постов по округам отсутствует.

Итогом стало признание Высшим Арбитражным Судом РФ рассматриваемого Приказа недействующим, что означает утрату им юридической силы.

2)Что касается второго вопроса.
Ранее реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождалась от обложения НДС, но налогоплательщик мог отказаться от применения этой льготы, подав заявление (пп. 24 п. 3, п. 5 ст. 149 НК РФ).

Однако со вступлением в силу Федеральным законом от 17 мая 2007 года №85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ» ситуация в ломозаготовительной отрасли изменилась. С 2008 года реализация лома и отходов цветных металлов также не облагается НДС, однако применение освобождения от НДС по этим операциям будет обязательным, льгота перестанет применяться в добровольном порядке (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). А реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС на общих основаниях.

Таким образом, в настоящий момент реализация лома и отходов черных металлов облагается НДС, а цветных - нет. При реализации лома и отходов черных металлов льгота по НДС не применяется

Какие прогнозы на будущее в области налогообложения в ломозаготовительной отрасли можно составить? Правовое Управление Аппарата Государственной Думы подготовило Заключение от 4 марта 2008 г. N 2.2-1/777 по проекту Федерального Закона №467706-4 «О внесении изменений в статью 149 Налогового кодекса РФ». Законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) подпунктом 26, согласно которому операции по реализации лома и отходов черных металлов будут освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость (без права налогоплательщика на отказ от такого освобождения).

Правовое Управление полагает, что поскольку Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года и предполагающие обложение налогом на добавленную стоимость лома черных металлов, то столь частые изменения в отношении одного и того же объекта обложения за незначительный период не способствуют стабильности налогового законодательства и правоприменительной практики.

Однако Правительство РФ в своем Заключении от 11.01.2008 N 18п-П9 "На проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации" выразило иное мнение по данному законопроекту. Правительство считает, что для принятия обоснованного решения по указанному законопроекту необходимо провести анализ влияния установленных норм законодательства по налогу на добавленную стоимость, применяемых в отношении операций по реализации лома и отходов черных металлов, на результаты финансово-хозяйственной деятельности металлургических предприятий и на уровень доходов и расходов федерального бюджета. В связи с этим, как утверждает Правительство РФ, принимать решение об изменении порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации лома и отходов черных металлов преждевременно.

Тем не менее, законопроект об освобождении операций по реализации лома и отходов черных металлов от обложения НДС уже был рассмотрен Госдумой в первом чтении. Остается только следить за дальнейшим движением данного законопроекта.

Анжелика Уланова
Группа Юридических Компаний "Консулъ", юрист

Господа юристы, есть ли у вас статистика судебных обращений в связи с действием Приказа ФТС №1514 от 2 декабря 2008 г. «О местах декларирования отдельных видов товаров», согласно которому число таможенных постов, оформляющих экспорт отходов и лома черных и цветных металлов, сокращено до 10 на всю территорию РФ? Т.е. действенна ли эта мера или она вызвала многочисленные нарекания со стороны отраслевиков?

Точной статистики обращений в суды Российской Федерации касательно действия Приказа ФТС РФ № 1514 от 02.12.2008 «О местах декларирования отдельных видов товаров» у нас нет. Однако можно предположить, что подобных обращений было сравнительно немного, так как указанный Приказ действовал лишь немногим больше шести месяцев.

Приказ ФТС РФ № 1514 от 02.12.2008 «О местах декларирования отдельных видов товаров» утратил юридическую силу с 05.10.2009 в связи с изданием Приказа ФТС РФ от 21.12.2009 № 2306 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов ФТС России».

Позиция ФТС РФ по отмене Приказа № 1514 от 02.12.2008 «О местах декларирования отдельных видов товаров» была продиктована решением ВАС РФ о признании указанного Приказа недействительным, как не соответствующим ст. 125 Таможенного кодекса РФ (решение ВАС РФ от 12.10.2009 № 671-5327-9013/09).

И второй вопрос из той же темы: в 2008 г. был принят ФЗ N85, который вернул НДС в ломозаготовительную отрасль. Как сейчас обстоят дела с этим порядком взимания НДС, не готовится ли поправка в этот закон, возможно, вы слышали про частные инициативы юристов, предлагающих коррективы в данный закон?

Заранее благодарна за ответы

Не совсем понятен вопрос: ФЗ № 85-ФЗ от 17.05.2007 реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации была освобождена от обложения НДС. ФЗ № 224-ФЗ от 26.11.2008 аналогичная норма была принята по отношению к реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) лома и отходов черных металлов.

Что касается инициатив по изменению указанных норм, то на сегодняшний день, по имеющейся у нас информации, они отсутствуют.

Татьяна Левкина
Юридическая Компания Юков, Хренов и Партнеры, юрист


Задать вопрос